Как помочь себе не потеряться на поверхности моря
Дайв-АкадемиЯ +7(903)202-58-37

Как помочь себе не потеряться на поверхности моря (часть 1).

Автор текста и фотографий Роберт Делфс ( Robert Delfs ) Данная статья была опубликована в ежегоднике Asian Diver за 2002 год. Статья носит лишь информационный характер и не может заменить собой обучение технике использования экстренного оборудования, которое должны проводить профессионалы.

Правильное оборудование для подачи сигналов на поверхности – сигнальный буй, проблесковый маячок и устройства для подачи звуковых сигналов – может спасти вам жизнь, если вы окажетесь в ситуации, когда течение уносит вас в открытое море и помощи ждать неоткуда.

Несколько лет назад пятеро дайверов из Японии и гид с острова Палау совершали погружение на барьерном рифе Палау. Когда они вошли в воду, было 10:30 утра. Через полчаса они поднялись на поверхность недалеко от своего бота, стоящего на якоре. Но доплыть до судна они так и не смогли, поскольку сильное течение сносило их в сторону. Капитан бота видел, что дайверов уносит течением, но ему никак не удавалось завести двигатель. Когда же двигатель наконец заработал, дайверы уже исчезли из поля зрения. После трехчасовых поисков капитан решил вернуться в Корор за помощью. Но прежде чем спасатели смогли организовать поиски, стемнело.

Тела трех из шести пропавших нашли на следующее утро более чем в 15 километрах от места погружения. Остальных так и не нашли. Одна из погибших написала на своем планшете прощальное письмо, упомянув, что видела ночью поисковые самолеты и суда, которые проходили близко от нее, но так ее и не заметили. Если бы она или один из ее товарищей взял с собой на то утреннее погружение фонарь или проблесковый маячок, их всех могли бы спасти.

Подобные несчастные случаи происходят каждый год. Особенно рискованными с этой точки зрения считаются сафари в Азии к отдаленным дайв-сайтам, известным сильными и непредсказуемыми течениями. Капитаны сафарийных ботов не всегда точно знают силу и направление течений и приливно-отливных волн, а в случае пропажи дайверов рядом может не оказаться других судов, которые могли бы помочь в поисках.

Но проблемы могут возникнуть во время любого погружения в открытой воде: мотор может заглохнуть; группа может разделиться из-за сильного течения и дайверам придется всплывать отдельно, далеко друг от друга. А заметить дайверов на поверхности всего лишь в нескольких сотнях от судна может оказаться непростой задачей даже при хороших погодных условиях. А волны, туман или дождь могут сделать это и вовсе невозможным.

Начнем с начала

Каждый дайвер должен брать с собой средства для подачи сигналов – как на дневные погружения, так и на ночные. Не рассчитывайте на то, что экстренное оборудование возьмет с собой ваш напарник или дайвмастер – ведь не исключено, что вы по какой-либо причине отделитесь от группы.

Первый и основной элемент экстренного снаряжения – устройство для подачи сигналов на поверхности, например, ярко окрашенный надувной сигнальный буй ( SMB или «сосиска»), подъемный мешок или сигнальный флаг. Выбирайте прочный, качественный буй высотой не менее 1,5 метров – в данном случае, чем выше, тем лучше. Полоски из отражающей ткани сделают буй более заметным, если вас будут искать с прожекторами в тумане или ночью.

Вы можете превратить ваш буй в яркий светящийся бакен, поместив в открытый конец буя фонарь или проблесковый маячок. Но не расходуйте батарейку напрасно, оставляя фонарь гореть непрерывно. Установите определенный режим и включайте фонарь на несколько минут каждые полчаса. Тогда, если вас не найдут ночью, у вас еще останется работающий фонарик на тот случай, если поисковое судно окажется недалеко от вас под утро.

Также обязательно включите в список экстренного оборудования пневматический свисток, прикрепленный к инфлятору низкого давления, и обычный свисток, которым можно будет воспользоваться, даже когда в баллоне не останется воздуха. Широко доступный пневмосвисток DiveAlert издает звук громкостью 83 децибела, слышимый на расстоянии до километра.

Как надувать и сдувать буй

Надувать буй на поверхности воды несложно. Разверните его, опустите открытый конец под воду и надуйте его воздухом из второй ступени регулятора. Если вы предполагаете, что ждать, когда вас подберут, придется долго, прикрепите буй к своему BCD (его части, находящейся под водой) – это позволит вам освободить руки. Буй не сдуется и не ляжет на воду, даже если вы заснете или потеряете сознание.

Надувая буй под водой, обычно используют катушку с линем – чаще всего это делается при всплытии без визуального ориентира (в синеве), особенно если предстоит декомпрессионная остановка или остановка безопасности в условиях сильного течения. Если вы надуете сигнальный буй с самом начале деко-остановки или остановки безопасности, это позволит команде судна заметить вас до того, как течение отнесет вас в сторону, за пределы видимости.

Если на дайв-сайте много ботов и лодок, то сигнальный буй, выпущенный во время остановки безопасности, поможет вам избежать столкновения с лодкой и не попасть под винты при всплытии. Конечно, при всплытии в любом случае необходимо внимательно смотреть по сторонам и вверх – независимо от того, надули вы сигнальный буй или нет.

Внимание!

Надувание сигнального буя под водой может быть чрезвычайно опасным. После того, как вы добавили в него воздух, он приобретает огромную подъемную силу. Если линь, прикрепленный к бую, запутается или зацепится за какой-либо из элементов вашего снаряжения, буй может быстро вытащить вас на поверхность, спровоцировав эмболию или повысив риск возникновения декомпрессионной болезни (ДКБ). По мнению некоторых экспертов, неправильное обращение с буем – основная причина всех случаев возникновения ДКБ, вызванных быстрым всплытием.

В настоящее время техника обращения с сигнальным буем не входит в программу основных курсов PADI ( Open Water Diver и Advanced Open Water Diver ), хотя ее осваивают в рамках некоторых технических курсов. Если вы собираетесь надувать буй, находясь под водой, он должен быть соответствующим образом укомплектован и подготовлен. Потренируйтесь выпускать буй в бассейне или на мелководье, лучше всего – под руководством квалифицированного инструктора. Не пытайтесь самостоятельно выпускать буй с глубины до тех пор, пока вы не будете уверены, что вполне овладели этой техникой. [ См . далее ]

Затерянные в море

Предположим, что вы, поднявшись на поверхность после погружения, обнаружили, что вас уносит течением в открытое море, а в пределах видимости нет ни одного судна. Ваша первоочередная задача – расслабиться и постараться оценить положение, в котором вы оказались.

Если вы оказались в числе группы дайверов, выясните, у кого еще есть сигнальные буи, и проследите, чтобы все буи были надуты и привязаны, чтобы их не унесло течением. Проверьте, сколько у вашей группы с собой фонарей и проблесковых маячков, особенно если приближается ночь. Выясните, у кого еще есть какие-либо запасы или снаряжение на случай возникновения экстренных ситуаций. Отметьте время и ваше примерное местоположение. Если у вас есть планшет, запишите на нем эту информацию вместе с датой, вашим именем и именами всех остальных дайверов.

Убедитесь, что все поддули BCD и установили положительную плавучесть. Учтите, что в некоторых моделях BCD (особенно это характерно для «крыльев») потерявший сознание дайвер может оказаться на воде лицом вниз. Будьте готовы успокоить дайвера, проявляющего признаки беспокойства или паники, и спокойно обсудить с ним сложившуюся ситуацию. Если у вас есть с собой соответствующие устройства для подачи визуальных и звуковых сигналов, вас, скорее всего, найдут в течение довольно короткого периода времени.

Если ожидание затягивается, дайверы должны привязаться друг к другу, чтобы течение не отнесло их в стороны друг от друга. Используйте ходовой конец или линь с катушки, соедините несколько грузовых поясов (предварительно сбросив с них груза) или прикрепите шланги от регуляторов или консолей к компенсаторам друг друга.

Вода очень быстро забирает тепло, поэтому гипотермия (переохлаждение) является серьезной угрозой даже в тропических водах. В экстренной ситуации ваши шансы повышаются, если на вас длинный гидрокостюм и боты. Если у вас есть шлем, не снимайте его, но сдвиньте (или обрежьте) так, чтобы уши были открыты и вы могли услышать приближающееся судно или вертолет.

Для хорошо экипированного дайвера в тропических водах основной угрозой является обезвоживание. Известны случаи, когда дайверы выживали, проведя на поверхности без запасов пресной воды более 24 часов, но в большой степени это зависит от солнца, ветра, температуры воды и воздуха, а также от того, не был ли дайвер обезвожен уже к началу инцидента.

Продолжение следует.

Самое популярное

Пробное погружение 1700 руб
OWD 1 часть (закрытая вода) 15500 руб.

Анонсы событий и поездок в Telegram VKontakte 5-звездочный дайв-центр